Верховный суд нашел нарушения в трудовых нормах
Актуально для: работников и работодателей
Документ: Решение Верховного Суда РФ от 10.06.2009 г. N ГКПИ09-536 "О признании недействующим подпункта "д" пункта 27 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 г. N 2"
Суть изменений:
В Верховном Суде РФ оспорен пп. "д" п. 27 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 (далее - Инструкция). Раздел III Инструкции определяет право лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на получение надбавок к заработной плате в зависимости от непрерывного стажа их работы и устанавливает порядок исчисления такого стажа. Согласно пп. "д" п. 27 Инструкции, включенного в данный раздел, непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора в связи с утратой доверия со стороны администрации к работнику, непосредственно обслуживающему денежные или товарные ценности.
В Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующей указанной выше нормы обратилась гражданка, по мнению которой содержащееся в пп. "д" п. 27 Инструкции предписание не соответствует нормам ТК РФ и нарушает ее трудовые права. Заявитель указала на то, что с 1991 г. по 2004 г. работала кассиром в ПТУ N 30 п. Айхаль, расположенного в районе Крайнего Севера. С 5 декабря 2005 г. работает в Айхальском горнообогатительном комбинате АК "АЛРОСА" (ЗАО), где ей на основании оспариваемой нормы было отказано в начислении надбавок к заработной плате в полном объеме. Мотивом отказа послужило увольнение с предыдущей работы по п. 7 ст. 81 ТК РФ (совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или материальные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя).
Верховный Суд РФ удовлетворил заявление по следующим основаниям.
ТК РФ устанавливает, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315). Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 ТК РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере (ст. 317).
Из приведенных норм Трудового кодекса РФ следует, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов работы, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях. Право на указанную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом ни Трудовой кодекс РФ, ни Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях":
- не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора и
- не предусматривают оснований, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях.
Оспариваемое предписание Инструкции, находящееся во взаимосвязи с другими нормами Инструкции, подменяет закрепленное в законе понятие "стаж работы" на "непрерывный стаж работы", что ограничивает право работника на вознаграждение за труд, снижает установленный на основании закона размер оплаты труда на величину имевшейся у работника процентной надбавки, исключая возможность учета стажа работы в особых климатических условиях за период, предшествующий расторжению трудового договора с работником по основанию утраты к нему доверия со стороны администрации.
Тем самым работник привлекается к не предусмотренной законом ответственности в виде лишения права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях, что не соответствует ст. 132 ТК РФ. Названная статья ТК РФ запрещает какую-либо дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда.
Верховный Суд РФ обратил внимание на определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23.12.2004 N КАС04-596 по делу по заявлению Мартыновой Л.Н. об оспаривании в части п. 22 и 27 Инструкции и пояснил следующее. Правовое регулирование, которое связывает размер процентной надбавки с причиной увольнения, а не со стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, противоречит нормам ТК РФ. Данное определение, которым признаны недействующими правовые предписания, сходные с оспариваемым по рассматриваемому делу, вступило в законную силу с момента его оглашения. С этого времени подлежит признанию недействующим и пп. "д" п. 27 Инструкции.
Что нужно (можно) сделать:
Следует учитывать, что пп. "д" п. 27 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2, признан недействующим с 23.12.2004.