Женщины попали в ловушку на рынке труда
Возможности и желания женщин, связанные с работой, не совпадают. Они готовы активно трудиться, но получаемое ими вознаграждение не оправдывает тех «издержек», которые они несут. Успех на рынке труда нередко требует отказа от традиционных «женских» функций – заботы о ближнем круге (семье) и дальнем (пациентах, подопечных и пр.). В то же время, отрекаясь от привычного гендерного предназначения, в том числе деторождения, и пытаясь быть «универсальным работником», женщина отнюдь не всегда получает компенсацию в виде высоких доходов и престижной должности.
Доцент кафедры сравнительной социологии Санкт-Петербургского государственного университета Светлана Ярошенко в статье «“Женская работа” и личное благополучие: технологии исключения в постсоветской России», вышедшей в журнале «Экономическая социология», т.14, №5, утверждает, что женщины на современном рынке труда оказались в ловушке.
По мнению эксперта, в условиях рыночной экономики обслуживания возможности женщин управлять жизненной ситуацией сужаются. С одной стороны, их намерение самореализоваться в работе все еще разбивается о недоверие к женскому профессионализму и производительности. С другой стороны, и традиционная «монополия» слабого пола – забота о людях – становится экономически невыгодной, поскольку рынок обесценивает те виды труда, которые не приносят материального дохода.
В итоге, по словам Ярошенко, находится «все меньше желающих заниматься заботой и поддержанием сообщества», – слишком серьезна социальная и моральная нагрузка, а отдача невелика. Автор работы приходит к вполне феминистскому заключению: женщины будут стараться расстаться с тяжелым и недооцениваемым «гендерным» трудом, как только на рынке труда для них сложится более благоприятная ситуация.
Работа Ярошенко основана на лонгитюдном исследовании, проведенном в 1999-2010 годах в одном из регионов России. С помощью регулярных интервью анализировались стратегии занятости 30 мужчин и 30 женщин (санитарок, уборщиц, помощниц воспитателя в детском саду, социальных работников), зарегистрированных в качестве нуждающихся.
Материальное производство чересчур переоценивается
Современное положение женщин на рынке труда вкупе определили глобализация рыночных отношений, реструктуризация экономики, сворачивание социальных гарантий и изменений жизненных ценностей, перечисляет Светлана Ярошенко.
Экономика во многом стала сервисной – сфера услуг, где преимущественно трудятся женщины (торговля, образование, медицина, социальное обслуживание), расширилась. Между тем, зарплата работниц в этих секторах остается низкой, равно как и престиж работы, связанной с поддержанием социальных отношений. Иными словами, забота превратилась в товар, однако цену ему дают невысокую. Люди, занимающиеся общественным трудом, оказываются на рынке менее конкурентоспособными, подчеркивает эксперт.
Гораздо больше в обществе ценится предпринимательство – труд, приносящий доходы, пишет исследователь. В этой системе приоритетов в выигрыше находятся те, кто ориентирован на личное благополучие и извлечение коммерческой выгоды. Им даже приписывают «культурное превосходство». По сути же, речь идет о дискриминации (в терминологии Ярошенко – «исключении») женщин, альтруистически поддерживающих социальные связи. При этом вся ответственность за материальное содержание занятых общественно-полезным трудом перекладывается на общество.
Так или иначе, женщины, занятые заботой о других, нередко оказываются наиболее бедными, что ударяет и по их детям. «Феминизация бедности» – так эксперты называют этот феномен.
Эмансипация – это все равно дискриминация женщин
Сравнивая карьерные достижения женщин в разных социальных системах – капиталистической и социалистической, ученые обычно акцентируют механизмы «патриархатного доминирования» – преимуществ мужчин над женщинами. По мнению Светланы Ярошенко, эмансипация не шла гладко ни при социализме, ни при капитализме. Оба сценария предполагали «исключение» (дискриминацию) женщин.
Капиталистическая эмансипация сопряжена с культурным и экономическим исключением женщин. Они могут добиться успеха в карьере, усвоив нормы «идеального работника», которым обычно считается мужчина. «Такой способ карьерного продвижения доступен женщинам с высокой классовой позицией (то есть с высоким экономическим капиталом) и при получении ими образования», – поясняет исследователь. Таким образом, здесь исключение распространяется на женщин, не обладающих этими характеристиками.
Социалистическая эмансипация предполагает, прежде всего, политическое исключение. Она подразумевала специальную поддержку женщин и определенные стимулы для карьерного роста, но ограничивала их мобильность и высокие должностные позиции через членство в правящей партии.
Наконец, подчеркивает Ярошенко, эмансипация, как освобождение от домашних забот обеспеченных женщин, происходит за счет других женщин – тех, которые оказываются «внизу экономической стратификации».
«Таким образом, формируется рыночная иерархия, низ которой занимают люди, отягощенные социальными обязанностями, не готовые их приватизировать и извлекать коммерческую выгоду», – резюмирует эксперт.
Женственность как источник субординации
В случае материальной возможности не работать только треть опрошенных женщин соглашались ею воспользоваться, отмечает Светлана Ярошенко. Таким образом, женщины в принципе ориентированы на работу.
В начале 2000-х они были согласны работать за «смешную» зарплату, если это компенсировалось интересом к работе, а главное – возможностью совмещения ее с семьей. Важными факторами была близость работы к дому, лояльность начальства и коллег, с которыми можно договориться о подмене в случае необходимости. Однако очевидно, что такая ситуация вела к падению личных доходов. Помощницы в итоге оказались в весьма уязвимом положении. Спустя десять лет значимость денежных доходов для респонденток повысилась, но стратегия доходной деятельности для них остается нереализованной.
«Женщины готовы работать больше, но получают вознаграждение несоизмеримо ниже предпринимаемых усилий, не покрывающее издержек, связанных с отказом от дома или с поддержанием отношений, не вписывающихся в рыночную логику», – комментирует исследователь. В пример она приводит случаи, когда женщина, отдавая все силы работе, пускает на самотек дела семьи. По мнению эксперта, повышение дохода, так или иначе, «сворачивает» домашние обязанности.
Таким образом, при любом сценарии встраивания в рыночную экономику обслуживания, женщины испытывают определенную дискриминацию – «женственность становится источником субординации». Один сценарий исходит из признания «женского различия», но вознаграждение при этом предполагается нематериальное. Второй сценарий дискриминирует женственность, подразумевая универсального андрогинного работника (при материальном вознаграждении). Как бы то ни было, в любом случае зарплата не покрывает предпринятых работницами усилий. Растет разрыв между желаниями и возможностями их реализации.
Издержки и бонусы общественного служения
Светлана Ярошенко также анализирует отношение респонденток к своей работе. Почти все опрошенные – уборщицы, санитарки, социальные работники – признавали свой труд непривлекательным (но многие были склонны оправдывать низкую зарплату минимумом требований к квалификации). Радикальным способом решения проблемы был бы переход на другую работу, однако на рынке труда ограниченные возможности, что заставляет держаться за место.
Заботиться бывает тяжело морально и физически, признавали опрошенные. Интенсивность труда, совмещенная с беспокойством о других (детях, пациентах, стариках, людях без определенного места жительства), приводила к ухудшению здоровья респонденток. Защитной реакцией на моральные трудности в ряде случаев было повышение самоконтроля и минимизация переживаний – при том, что способность сочувствовать людям признавалась важным качеством для такой работы.
В целом переход в социальную сферу оценивался опрошенными как некая дискредитация квалификации.
В то же время женщины старались найти в своей работе те или иные моральные бонусы, «извиняющие» ее недостатки. Так, например, благодарность людей (например, стариков) становилась подтверждением значимости работы. Примерно треть опрошенных говорили о привлекательности работы с людьми с точки зрения возможностей общения. Так, существенным бонусом была поддержка со стороны коллектива и поощрение со стороны руководства, а также возможность открытого обсуждения проблем, добавляет Светлана Ярошенко.
В целом, по мнению исследователя, получается, что специфика труда, нагруженного моральными обязательствами и стандартами социальной, а не экономической, эффективности проявляется в подвижных границах между трудом и поступком. То есть работа почти совпадает с альтруизмом, оказанием фактически бесплатной помощи людям. Находясь в подобном положении, женщины с трудом управляют своей жизненной ситуацией. Их работа оказывается неким «приговором», уйти от которого трудно.