Знание — деньги
Уже несколько лет бывший научный сотрудник Камиль Хисматуллин возглавляет компанию по новым разработкам в области медицины «Наномет» и руководит межвузовским центром трансфера технологий Уфимского государственного авиационного технического университета. Его жизнь изменилась после обучения инновационному менеджменту, которое он прошел в Академии народного хозяйства при правительстве РФ.
Для чего они нужны |
Дмитрий Хомутский директор образовательных проектов интернет-холдинга Mail.ru |
«Инновации – это новые продукты, новые управленческие решения или бизнес-стратегии – словом, все, что повышает конкурентоспособность компании за счет ее внутренних ресурсов. Менеджер по инновациям должен организовывать бизнес-процессы для реализации новых идей и мотивировать сотрудников на их генерацию» |
В начале 2000-х гг. Хисматуллин был начальником управления проектирования перспективных двигателей научно-технического центра «Эко-мотор». «Занимались интересными разработками, но их никто не покупал. Было обидно, что ученые не могут продать свое детище», — рассказывает он. В 2003 г. Хисматуллин чуть не погиб, упав на параплане с высоты 70 м. «После травмы я долго лежал, у меня было время подумать», — усмехается он. Именно тогда он понял, что инновационный менеджмент — перспективная сфера: «Теперь я не столько изобретаю новые продукты, сколько управляю процессом их внедрения. Ведь инновация — это умение за знание получить деньги». Хисматуллин сожалеет, что в России инновационный менеджмент пока в самом зачатке.
Разговоров больше
На Западе в компаниях уже 20 лет существует должность менеджера по инновациям, у нас пока больше разговоров, чем дела, говорит Дмитрий Хомутский, директор образовательных проектов интернет-холдинга Mail.ru и автор книги «Управление инновациями в компаниях». «В большинстве наших компаний отдельной такой позиции нет. Ее функционал вкладывают в другие должности. Инновациями занимаются менеджеры, расширяющие линейку продуктов или выводящие на рынок новый бизнес. Нужны такие люди и в маркетинге», — подтверждает Виктория Пятница, руководитель департамента рекрутмента кадровой компании Manpower. «В год мы получаем только один-два заказа на эту позицию», — добавляет Антон Барчук, консультант кадрового холдинга «Анкор». По его словам, многие российские компании не хотят нанимать менеджера по инновациям, так как результатов его работы сразу не видно: «Процесс вывода продукта на рынок часто занимает один-два года».
На Западе компании создают эту штатную единицу, чтобы подчеркнуть инновационность и повысить свою ценность на рынке, полагает Сергей Кирюшин, заместитель гендиректора компании «>Аэрофлот» — российские авиалинии» и председатель комитета по инновациям и технологиям Ассоциации менеджеров России. Он считает, что инновациями в компании должны заниматься люди, работающие на конкретных направлениях и хорошо знающие свой участок работы: «Зачем нужен инноватор, который не специализируется ни на чем конкретном?!» «Если ввести отдельную должность менеджера по инновациям, то другие будут освобождены от необходимости творчески относиться к работе. В команде каждый должен быть инноватором», — полагает Александр Буйдов, заместитель гендиректора IT-компании «Крок».
Пиво и консалтинг
В человеке этой профессии ценится умение защитить инновационный проект на разных уровнях, в первую очередь в глазах владельца. Кроме того, это должна быть творческая и разносторонняя личность, способная к синтезу, говорит Барчук. Зарплата такого специалиста может доходить до 150 000 руб. в месяц.
На российском рынке менеджеры по инновациям чаще встречаются в IT-сфере и на производстве, утверждает Пятница из Manpower. «Или в пищевой отрасли, где рынок быстро меняется, нужно создавать новые продукты», — считает Барчук.
В компании «Балтика» такой человек — Вадим Смоленкин, начальник отдела развития новых продуктов (дирекция стратегического планирования и инноваций). В 1998 г. он окончил Университет низкотемпературных технологий по профессии «пивовар» и сразу устроился в компанию «Балтика». Был технологом, потом руководил инвестиционными проектами, работал в менеджменте операционной службы, четыре года назад перешел в маркетинг, получил важный опыт. Когда в компании создавался инновационный отдел, выбор пал на Смоленкина. Сейчас его отдел аккумулирует информацию, полученную в результате мониторинга отечественного и зарубежного рынка пива, совместно с бренд-командой генерирует новые идеи, проводит исследование мнения потребителей. Когда проект получает финансовое обоснование, отдел координирует процесс вывода продукта на рынок, анализирует эффективность его запуска. По словам Смоленкина, доля новых продуктов в продажах компании сейчас составляет 40%.
Похоже строится работа менеджера по инновациям в исследовательском бизнесе. «Я занимаюсь разработкой новых направлений исследований, ищу новые подходы к анализу данных уже существующих исследований, воплощаю в жизнь образовательные программы для клиентов», — рассказывает Юлия Быченко, руководитель инновационных проектов исследовательской компании «Комкон». На новой должности она уже второй год. Ее самый значимый проект — образовательная программа TGI-professional для подписчиков и маркетологов. «Мы учим их более эффективно использовать данные исследования», — рассказывает она.
Пусть меня научат
Смоленкин и Быченко убеждены: для их работы нужно иметь диплом по основной специальности и пройти курс MBA по инновационному менеджменту, таких много. Например, в Академии народного хозяйства на факультете инновационно-технологического бизнеса есть программа MBA «Инновационный и проектный менеджмент», где учат выводить на рынок новые продукты, разрабатывать новые проекты, разбираться в финансовых аспектах рентабельности проекта, управлять интеллектуальными ресурсами, рассказывает Константин Хомкин, доцент кафедры управления инновационными проектами и заместитель декана факультета. Девиз факультета — «Обналичь идею». «Наши слушатели — акционеры и руководители бизнеса, менеджеры крупных компаний», — говорит он.
Тема инновационного менеджмента сейчас так популярна, что в Ассоциации менеджеров России даже создали комитет по инновациям и технологиям. «В комитете организуют круглые столы, на которые собираются директора информационных служб компаний. Все высказывают мнения, обмениваются опытом», — говорит Александр Буйдов, бывший председатель комитета.
Рост конкуренции неизбежно приведет к тому, что компаниям придется оптимизировать внутренние процессы для получения большей прибыли. «Вот тут им и понадобятся менеджеры по инновациям», — уверен Хомутский. Поэтому у профессии большое будущее, заключает он.