Что дает обычному человеку бизнес, кроме денег и проблем?
«Если бизнес дает Вам только деньги – это плохой бизнес!»
Андрей Трой.
Конечно, многие люди начинают бизнес из-за денег. Заработать денег намного больше, чем на работе, перестать ограничивать себя в самом необходимом (список необходимостей, кстати, у каждого человека различен), а лучше не ограничивать себя ни в чем – вот мечта большинства наёмных работников, продающих свое время или умения за чётко установленную начальством «таксу».
Правда, не все они представляют, какое количество проблем свалится на голову, если человек, привыкший жить по указке начальства, вдруг решится на это! Сколько придется отдавать бизнесу времени, сил, нервов, здоровья. В первое время не будет времени ни для семьи, ни для друзей, ни… Даже высыпаться толком не удастся. Лечиться тоже некогда, когда строится бизнес. Именно на этом, начальном этапе и «ломаются» чаще всего начинающие предприниматели.
На самом деле, бизнес – нечто бОльшее, чем некоторое количество денег и проблем. Про деньги говорить сейчас не будем, это как бы само собой подразумевается. Не будет притока денег – не будет и бизнеса. И если бизнес даже худо-бедно идёт, значит, и деньги у человека есть.
Ну, а что же ещё человек получает, открывая свой личный бизнес?
1. Свободу. От «начальников», прежде всего. Теперь он сам определяет, что, когда, где, почему, сколько и куда. Правда, вопрос: многие ли хотят поменять «стабильность» на такую свободу, пусть даже и за большие деньги. Тем более, что сначала еще свои вложить придётся… Ведь наемный работник, как правило, свободой пользоваться не умеет, «не обучен». А обучаться придется на своем горьком опыте, нет у нас пока «академиев», где учат использовать этот необычный «инструмент». И всё же бизнесмен, прежде всего, сам себе хозяин.
2. Творчество как продолжение свободы. Привычка «делать как все» рано или поздно убивает любой, даже хорошо налаженный и прибыльный бизнес. Слишком быстро меняется в наше время мир. В том числе и мир бизнеса. Любой бизнес требует постоянного, неиссякаемого притока новых идей и большинство из них генерить придётся владельцу бизнеса. Особенно идей стратегического развития своего Дела. Это за него не сделает никто, ни один нанятый менеджер, будь он хоть супер-пупер-специалистом.
3. Новый круг общения. Ну, с кем общается на работе наемный работник? С такими же, как он, да, может, еще и с клиентами фирмы (и то не со всеми). Другое дело – бизнесмен: клиенты, партнеры, конкуренты, чиновники, бандиты и много еще народу всякого. И со всеми придётся договариваться. Тренировать, как это модно сейчас говорить, «коммуникативные навыки». Интернет-бизнес в этом смысле для начинающих полегче, но принципы ведения бизнеса везде одинаковы: не докажешь ценность того, что продаешь, – бизнес умрет. Так, что и в Интернете придется общаться с очень широким кругом самых разных людей.
4. Адекватную самооценку. Именно свой бизнес показывает реальную цену человеку. Причем по самому жесткому, самому гамбургскому счету. Тем более, в нашей стране (я про Россию, но относится это и ко многим другим странам, входившим ранее в СССР), где потерять бизнес очень легко! Вон, Ходорковский – какой крутой был… Если наемный работник может хоть как-то оправдаться «собственной недооцененностью» и «непонятливостью начальства», то предпринимателю в трудные времена (а когда они в бизнесе лёгкие?) приходится ругать только самого себя. Не просчитал, не предвидел, недооценил… А как хочется свалить все свои беды на кого-то или что-то! По себе знаю… А надо собраться, не распускать сопли и сделать все, чтобы «косяков таких» больше не случалось. Неча на зеркало пенять – лучше рожу, пардон, мышление выправить!
5. Дисциплину. Прикольно, да? А для чего было мутить-то весь сыр-бор? От чего ушли, к тому и пришли, блин? Да нет, не к тому! От тупой дисциплины (прийти во столько-то, сделать то-то и то-то, уйти во столько-то, а не то – самизнаетечто будет!) к осознанной – дисциплине планирования, выполнения обязательств и решения проблем.
6. Решительность. Действовать в наше время надо либо очень быстро, либо очень-очень быстро, либо… ещё быстрее. Как не совпадает это с ценностями наемного работника с его вечным «работа не волк, в лес не убежит».
7. Переосмысление ценностей. Ценности бизнесмена и наемного работника не просто две большие разницы. «Нам их никогда не понять», – вздыхают и те, и те.
8. Успех. Это то, для чего и стОит, ИМХО, на самом деле, жить! Для того чтобы сбывать свои Мечты, а не проклинать «несправедливость жизни». Жизнь, она всегда справедлива и дает каждому то, что сам человек может у неё взять!
Ну, вот, вроде и всё.
Так что, свой бизнес – это не только деньги и проблемы. Это совсем другое, неподвластное мышлению «маленького человечка» качество жизни, когда, несмотря на весь геморрой, человек выбирает Свободу и Успех, вместо призрачной корпоративной «стабильности».
Груздев Михаил