Франчайзинг
Сегодня франчайзинг является самым действенным методом организации бизнеса в условиях открытого рынка. По данным Международной ассоциации франчайзинга (IFA), каждые восемь минут рабочего дня в США создается новая франшизная фирма. Общий годовой объем продаж в американской франчайзинговой системе превысил психологическую отметку в 1 триллион долларов еще в прошлом году. Российские франшизные системы находятся еще в начальной стадии развития, а многие фирмы с мировым именем пока не спешат доверить свой брэнд российским предпринимателям. Однако это не означает, что франчайзинг в России развивается менее динамично — в стране достаточно национальных брэндов, чьи владельцы предлагают потенциальным франчайзи пакеты услуг, адаптированные именно к российским условиям. Одним из направлений, где франчайзинг получил наибольшее распространение, является фитнес-индустрия. По мере того как растет популярность здорового образа жизни, развивается и этот вид бизнеса, а значит, увеличивается число предпринимателей, заинтересованных в открытии собственных фитнес-клубов. Остается решить, какой способ выхода на рынок выбрать.
Один из вариантов — построить клуб «с нуля». В этом случае предприниматель должен понимать, что сразу же столкнется с огромным количеством организационных, технических и финансовых проблем, решать которые ему придется самостоятельно. Как правильно выбрать место для будущего клуба? Где закупить современное оборудование? Как правильно выстроить рекламную стратегию? На начальном этапе, когда бизнес только создается, «новички» сталкиваются с этими и многими другими вопросами, ответить на которые может лишь предприниматель, хорошо знакомый со спецификой бизнеса. Для преодоления возникающих трудностей у многих не хватает ни опыта, ни средств. Статистические данные по малому и среднему бизнесу в развитых странах показывают, что за пятилетний период более 85 % самостоятельных малых предприятий (в том числе, фитнес-клубов) по тем или иным причинам заканчивают свое существование. Можно, конечно, закрыть глаза на статистические данные и руководствоваться принципом «кто угодно, только не я». Такой подход чреват потерей стартового капитала, на накопление которого ушли годы.
Если рассматривать все тот же пятилетний период, но уже применительно к предпринимателям, ведущим свой бизнес в рамках франчайзинговых проектов, то цифры будут совершенно другими: за это время были закрыты только 14 % предприятий, работающих в системе франчайзинга. Таким образом, из восьми вновь созданных франшизных предприятий прекращает свое существование только одно, а угроза вытеснения с рынка снижается более чем в пять раз. Вероятно, поэтому большинство «новичков» предпочитает стать франчайзи и переложить значительную часть рисков на владельцев известного брэнда, чей бизнес уже состоялся и подтвердил собственную стабильность годами успешной работы. Такая возможность есть и у тех российских предпринимателей, которые решили начать дело в индустрии здорового образа жизни.
Становиться «полноформатным» франчайзи (когда используются и брэнд, и технологии, и рекламные возможности франчайзера) вовсе не обязательно. Так, известная сеть клубов «Планета Фитнес» в рамках своей франчайзинговой программы предлагает клиентам такую услугу, как консалтинг. Объем консультационной поддержки зависит от потребностей клиента. «Планета Фитнес» предлагает широкий спектр консультационных услуг: от архитектурно-планировочных решений и технических заданий на инженерные коммуникации, выбора и расстановки оборудования до набора и обучения персонала всех подразделений фитнес-клуба, а также консультации по рекламе и маркетингу, бухгалтерии, работе хозяйственной службы и т. д.
Впрочем, наиболее востребованным является как раз классический франчайзинговый продукт «Планеты Фитнес» — «Планета Фитнес-Экспресс». В рамках этого пакета услуг франчайзи получает возможность использовать и товарный знак франчайзера. Поэтому если вы владеете франшизой «Планеты Фитнес», то можете пользоваться правом на владение названием фирмы, работающей на российском рынке. К моменту открытия клуба его потенциальные посетители уже будут знать, что он предоставляет услуги на высоком профессиональном уровне. Одним из важных элементов договора франчайзинга является и то, что франчайзер берет на себя обязательства по подготовке кадров для работы в фирме франчайзи. Образовательная программа распространяется не только на тренерский состав клуба, но и на другие важные подразделения, такие как отдел продаж и администрация.
Кроме того, в обязанности профессионального франчайзера входит и отбор кадров — задача, решить которую начинающий предприниматель не всегда способен в силу неполного представления о том, какими качествами должен обладать тот или иной сотрудник. Нередко во вновь создаваемые клубы персонал набирается с учетом личных предпочтений — хорошие знакомые, бывшие однокурсники, родственники. Однако «семейный» подход к этому виду бизнеса далеко не всегда себя оправдывает — хороший знакомый не значит профессионал. И к тому же подбор кадров по такому критерию, как личные предпочтения, способен осложнить дальнейшие взаимоотношения между нанимателем и работником, поскольку в этом случае у владельца фирмы изначально возникают некоторые моральные обязательства, иногда несовместимые с нормальными деловыми отношениями. Напротив, когда кадровой политикой на стартовом этапе занимается франчайзер, обладающий проверенной методикой отбора персонала, многих кадровых ошибок можно избежать. А значит — снизить не только финансовые издержки, но и миновать многие психологические проблемы, которые в дальнейшем могут стать серьезной угрозой существованию бизнеса.
То же касается и целого набора финансовых рисков, от которых франчайзи освобождается изначально. Так, франчайзинговый пакет «Планеты Фитнес» включает в себя значительный объем рекламной поддержки. Это означает, что франчайзи не придется ломать голову над тем, как правильно выстроить свою рекламную кампанию — эти знания он получает непосредственно от франчайзера, который уже опробовал свою рекламную политику в деле и может гарантировать ее эффективность. Это позволяет франчайзи избежать расходов на поиск своего рекламного пути к сознанию потребителя.
Франчайзер предложит оптимальный вариант маркетинговой программы для каждого из своих подопечных с учетом конъюнктуры и реальных возможностей нового бизнеса. Например, вряд ли стоит делать ставку на раскрутку сверхдорогих фитнес-услуг, если будущий клуб предполагается разместить в спальном районе, жители которого в финансовом отношении еще не готовы оплачивать сервис-класс «премиум». Франчайзер в данном случае поможет определиться с тем набором фитнес-продуктов, которые будут в наибольшей степени соответствовать запросам предполагаемой целевой аудитории. Подобные профессиональные консультации способны в разы сократить объем бесперспективных вложений и освободить средства для инвестиций, которые принесут реальный доход.
Дополнительное преимущество франчайзинга состоит в том, что франчайзи получает возможность приобрести новейшее оборудование для своего клуба по ценам существенно ниже тех, которые действуют для индивидуальных предпринимателей. Дело в том, что у франчайзера есть возможность вести переговоры о выгодных условиях поставок с крупнейшими поставщиками оборудования (в распоряжении франчайзи «Планеты Фитнес» — тренажеры и оборудование таких известных фирм, как Nautilus, Star Trac, Sports Art, Stair Master и др.). В свою очередь франчайзи получает безусловное конкурентное преимущество за счет покупки наиболее современной техники по оптовым ценам. Эти и другие особенности франшиз «Планеты Фитнес» делают их достаточно привлекательным предложением для бизнесменов, желающих начать свое дело в фитнес-индустрии, максимально сократив при этом стартовые и текущие издержки.