Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Что такое стратегическое планирование?

Часть 1: Алгоритм роста бизнеса

«Дай мне премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить…» (Царь Соломон)

Великий и мудрый царь Соломон не просил богатства и славы для себя лично. Он просил у Бога мудрости, чтобы управлять страной. Оказывается, успешному лидеру мало просто иметь бизнес и управлять людьми, надо уметь грамотно и мудро это делать.

Руководителю любого уровня прежде всего необходимо знать, куда он идет, какова цель его предприятия. Вот здесь и понадобится разработка умелого стратегического плана. Зачем это нужно? Эффективный план по достижению цели очень напоминает хорошую дорожную карту.

Итак, стратегический план берет вас и переносит с той позиции, на которой вы сейчас есть, на ту позицию, в которой вы хотите оказаться. Имея дорожную карту своего бизнеса, вам легче будет ориентироваться по ходу движения, и, в случае чего, легко вносить необходимые изменения в план.

Посмотрим на кривую роста любого бизнеса. Не судите строго за качество иллюстраций. Моим желанием было показать вам наглядно предлагаемый материал.

Бурный рост

 


Бурный рост

Кривая очень похожа на змею. Буква А на рисунке говорит нам о росте организации. Если вы внимательно взглянете на эту кривую, то увидите, что в определенной точке она доходит до своего максимума, а затем начинает постепенно снижаться. Вот эта точка максимума – есть пик роста организации. Вы видите, что далее эта кривая снижается.

Это снижение представлено точкой В, в которой дела организации идут на спад. Вот он, алгоритм движения в любой организации: рост идет быстрыми темпами (точка А), достигает своего пика, затем наступает спад (точка В). Думающий лидер должен не только об этом знать, но заранее предвидеть и начать изменения, пока не начался спад. Другими словами, руководитель должен начать изменения в точке А.

Период перемен.

 


Период перемен

Если вы взглянете на второй рисунок, то увидите, что между точками А и В есть определенная заштрихованная область. Это период изменений и нестабильности. Люди в этот момент зачастую могут неправильно понимать действия своего лидера.

Руководителю не нужно бояться никаких проявлений недовольства, возмущения и брюзжания в команде. Изменения – это не что-то легкое и не что-то удобное. Люди будут плакаться, что им ненавистны перемены. Но настоящие лидеры всегда смотрят в будущее, научившись обращать это себе на пользу.

Расцвет через хаос.

 


Расцвет через хаос

И вот что представляет третий рисунок. Так как эти изменения неудобны и не нравятся людям, мудрые лидеры должны готовить свою команду к периоду хаоса на ранних стадиях процесса долгосрочного планирования. Их надо постоянно информировать о том, что происходит, с опережением – еще до начала реализации какого-либо плана.

Делитесь со своей командой планами и поддерживайте людей в период нестабильности. Если вы хотите, чтобы ваша организация постоянно росла, то вы должны приносить туда изменения для того, чтобы постоянно эта кривая двигалась вверх.

Из-за быстрого роста в организации лидеру приходится постоянно оценивать ситуацию, планировать и осуществлять здоровые перемены. Итак, если у вас будет стратегический план, то вы будете знать, в какой точке вы находитесь в своем бизнесе. И по мере того, как вы будете следовать этому плану, вы сможете постоянно и вовремя приносить туда определенные изменения.

Часть 2: Практические шаги.

Планируйте… планирование.

Пренебрегая этим первым и главным шагом, Вы, как лидер своей команды, заранее планируете неудачу. Каждую неделю определенное количество времени и усилий обязательно должно отводиться на составление плана. Возможно, вы согласны, что планирование важно, но, когда вы ему отдаете много времени, часто складывается впечатление, что это потраченное впустую время. На самом деле, все как раз наоборот.

Давайте взглянем на иллюстрацию ниже. Приношу извинения за качество. Главное для меня, чтобы вы лучше запомнили. Этот график – не научная формула, а просто наглядный пример того, что происходит в зависимости от вашего подхода к планированию.

Если планированию уделяется слишком мало внимания, на выполнение задачи затрачивается больше времени из-за непредусмотренных изменений и неожиданностей, возникающих по ходу дела.

 


Соотношение и планирование работы

Если же планированию уделяется достаточно времени, хотя это может показаться и непродуктивным, то, в конечном итоге, время в целом будет сэкономлено.

Определите свою главную цель.

Для этого нужно увидеть картину в целом. Прежде чем принимать решения на ежедневных встречах со своими людьми, необходимо определить, какую главную цель вы поставили. Второстепенные задачи должны быть подчинены первостепенной цели. Ответьте на вопросы: Почему существует ваш бизнес? Чего вы стремитесь достичь?

Оцените ситуацию.

Лидеры должны видеть и постоянно оценивать ситуацию вокруг них. Возможно, вам следует остановиться и посмотреть, как обстоят дела в вашей организации? Ситуацию в коллективе или свои навыки, как руководителя, следует оценивать с разных углов. Ниже приводятся четыре точки зрения:

- взгляд изнутри организации. Это те люди, с которыми вы работаете, с которыми несете ношу бизнеса. Каково состояние среди этих людей? Что вы, как лидер, делаете для улучшения отношений в команде?

- взгляд снаружи организации. Есть ли у вас друзья, которые не входят в ваш коллектив? Попросите их честно оценить и сказать, как они видят со стороны?

- взгляд, исходящий из настоящего. Как выглядит ваш бизнес оттуда, где вы находитесь сейчас?

- взгляд, исходящий из будущего. Как будет выглядеть ваш бизнес спустя месяцы и годы? Какие тенденции развиваются?

Расставьте дела в порядке приоритетности.

Составьте список целей команды, расположив их в порядке важности и первоочередности. Если этого не сделать, то в итоге будут сделаны дела легкие или безотлагательные, но далеко не самые важные.

Задавайте правильные вопросы.

Куда движется ваш бизнес? Кто за что отвечает в команде? Каковы ожидаемые расходы-доходы? Насколько в соответствии с намеченным планом продвигаются дела? Как совершенствовать критические аспекты вашего бизнеса?

Передавайте и разъясняйте другим то, что необходимо.

Что происходит с браком, если муж не общается со своей женой? Тогда они постоянно отделяются друг от друга. Когда вы будете создавать свою команду, постоянно общайтесь с людьми, разъясняйте шаги, которые им надо предпринять. Не надо буквально растолковывать, что кому конкретно делать. Дайте каждому человеку направление для достижения общей цели.

Определите возможные препятствия.

Подумайте, какие преграды могут возникнуть на пути развития вашего предприятия? Разработайте способы их преодоления. Представьте, что действие развивается по наихудшему сценарию – ваши действия, как руководителя?

Контролируйте и корректируйте.

Как бы добросовестно ни составлялись планы, всегда остается нужда в контроле и корректировке. Будьте гибкими - вносите изменения в соответствии с действительностью. Иначе вы можете сбиться с пути и завести команду в тупик.

Изучайте результаты проделанной работы.

Есть только один способ определить, выигрываете вы или нет. Это постоянный анализ результатов. Спрашивайте себя, как вы можете добиться еще большего?

Надеюсь, что предложенные шаги помогут в создании стратегического плана вашего бизнеса. Будьте снаряженным и подготовленным человеком!

Скалацкая Елена



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Зиг Зиглар, признанный американский специалист в области мотивации, лектор, консультант

Большинство людей, которые терпят неудачу в достижении своей мечты, терпят ее не от недостатка способностей, а от недостатка целеустремленности.

 

Сделать стартовой